Официальный сайт кафедры Теоретических основ химического машиностроения СПБГТИ (ТУ)
Навигация
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 95
Не активированный пользователь: 37
новичок: pheniks87
Рабочая программа по прикладной механике в СПБГТИ (ТУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

А.И.Мильченко


          Текущий 2003 год является юбилейным не только для нашего Великого Города, но и для известного в стране и за рубежом Технологического института, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов для химической индустрии России.
         За все 175 лет существования института параллельное обучение в его стенах инженеров – химиков – технологов и инженеров – механиков всегда взаимно обогащало эти две группы специалистов, умело владеющих на практике всеми научными секретами создания современной химической продукции и техники для ее производства.
          Преподавание прикладной механики (ПМ) для более чем 600 студентов – химиков – технологов 2 и 3 курсов возложено на кафедру «Теоретические основы химического машиностроения» (ТОХМ), которая ведет свою родословную от кафедры прикладной механики – одной из первых пяти кафедр Технологического института, учрежденных в 1862 году согласно правительственному постановлению об институте. Важно, что кафедра ТОХМ одновременно осуществляет и учебный процесс по таким фундаментальным машиностроительным дисциплинам как сопротивление материалов (СМ), теория механизмов и машин (ТММ), деталям машин (ДМ) для более чем 100 будущих инженеров – механиков по машинам и аппаратам химических и других производств. При этом каждый преподаватель ведет все виды занятий по одной из трех дисциплин механического цикла (СМ, ТММ или ДМ) и в обязательном порядке прикладную механику в одном из 8 потоков химиков – технологов и в 2-3 группах этого потока. Именно это позволяет, как и во времена нашего первого заведующего кафедрой профессора Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831-1895), учителем которого был выдающийся математик и механик академик Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862), активно продолжать знаменитую традицию: «…Школа Остроградского – писал в 1950 году профессор МГУ Н.Д.Моисеев, - была единственной в мировой науке научной школой в области механики, которая, продолжая свою деятельность более столетия, нашла единственный методологически здоровый путь между Сциллой «чистой теории», оторванной от практики, и Харибдой «прикладной механики», оторванной от строгой теории» [м.с.11]. С тех давних пор прикладная механика, положившая начало отечественному машиностроению, а также таким дисциплинам как СМ, ТММ, ДМ и др., прошла достаточно сложный путь развития. Органично объединив в предмете, целях и методах обучения основные достижения фундаментальных и прикладных наук, прикладная механика заняла в настоящее время важное место в профессиональной подготовке специалистов не машиностроительного профиля.
          Профессиональная деятельность инженера – химика – технолога на современном химическом предприятии, НИИ или проектном институте тесно связана в том числе и с решением следующих важных вопросов: безопасная эксплуатация химического оборудования при оптимальном протекании в нем соответствующих технологических процессов; совершенствование технологических процессов с созданием пилотных установок; участие в проектировании новых химических производств и современного технологического оборудования. Все эти сферы деятельности предполагают широкое использование информации дисциплины ПМ о назначении, устройстве и принципах проектирования, изготовления и надежной эксплуатации химической техники в соответствии с ее главными критериями работоспособности (прочность, герметичность, жесткость, термостойкость и др.)
          Концепция рабочей программы прикладной механики в нашем институте опирается на следующие основные положения, отражающие, в том числе предмет и задачи этой дисциплины.
         1.Химическая технология это наука о наиболее экономичных и экологически обоснованных методах и технических средствах химической переработки природных материалов и полупродуктов в предметы потребления и средства производства [2]. Таким образом технология это форма воздействия средств труда на предметы труда.
         Прикладная механика, опираясь, на исходную информацию о методах и параметрах химической переработки сырья обеспечивает студентов на базе фундаментальных наук знаниями и умениями в области проектирования и надежной эксплуатации технических средств химической технологии – машин и аппаратов. Наибольший обучающий эффект по примеру Технологического института можно получить от ПМ при ее параллельном изучении с дисциплинами – источниками- «Процессы и аппараты химической технологии» и «Общая химическая технология», что следует из самой логики и практики создания современных химических предприятий и их технических средств.
         2.Уровень отечественной и мировой стандартизации в области создания и успешной эксплуатации технических средств весьма высок и заслуживает самого широкого использования в учебном процессе высшей школы. Стандартизация по определению ISO - это «процесс установления и применения правил с целью упорядочения деятельности в определенной области и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований безопасности». Правильный отбор и использование этих нормативных требований на уровне ГОСТ и ОСТ усиливает прикладную сторону дисциплины ПМ и ускоряет производственную адаптацию молодого специалиста.
         3.Обеспечение безопасности системы «человек – технологические комплексы – окружающая среда» - наиболее актуальная научно-техническая и социально-экономическая проблема современной цивилизации. Все три звена этой сложной биотехнической системы и их роль в возникновении потенциально возможных аварийных ситуаций при создании и эксплуатации химического оборудования, а также способы исключения таких аварий, поставлены в центр внимания при изучении студентами ПМ.
         4.Гибкость и оригинальность программы в каждом лекционном потоке обеспечивается модульным принципом ее построения, который позволяет в соответствии с пожеланиями выпускающих кафедр расширять ядро дисциплины (около 75% учебного времени) дополнительными модулями, наиболее полно учитывающими научные и прикладные интересы конкретных химико-технологических специализаций.
         5.Высокий уровень усвоения сложной и объемной информации ПМ, широко использующей достижения фундаментальных наук, возможен лишь при активном и постоянно обновляемом научно-методическом сопровождении дисциплины разнообразными пособиями по всем видам занятий.
         Для изучения прикладной механики на 4 и 5 семестрах учебным планом отводится 150 часов, из которых по 36 часов составляют лекции и лабораторные работы, 18 часов посвящено курсовому проектированию, а 90 часов отводится на самостоятельную работу по выполнению двух расчетно-графических работ, курсового проекта и оформление лабораторного журнала.
Каждая из четырнадцати лекционных тем, предусмотренных рабочей программой, подкреплена в том или ином объеме расчетно-графическими и лабораторными работами, курсовым проектом и самоподготовкой студентов по методическим пособиям кафедры.
Лабораторные работы по прикладной механике с предварительной домашней самоподготовкой студента по подробным методическим указаниям и лабораторному журналу способствуют закреплению лекционного материала и правильно ориентируют студента в области прикладных аспектов дисциплины.
         Практикум включает три цикла работ.
         I. Физико-механические свойства материалов и испытания различных материалов по стандартным методикам с определением их механических характеристик.
         II. Работоспособность типовых элементов аппаратов.
         III. Типовые конструкции и работоспособность элементов привода машин.
         Две расчетно-графических работы, посвященных изучению методики определения внутренних силовых факторов и расчету на прочность и жесткость типовых элементах оборудования, готовят студентов к выполнению более сложной самостоятельной работы - курсового проекта.
         Выбору тематики студенческих курсовых проектов кафедра всегда уделяла исключительно большое внимание. До настоящего времени не потеряли актуальность крылатые слова профессора И.А.Вышнеградского: «Тот кто спроектирует подъемный кран, тот спроектирует все». По мнению кафедры таким «подъемным краном» для химиков-технологов сегодня является химический реактор с механическим перемешивающим устройством. Этот аппарат уникален по масштабам применения в разнообразных отраслях химии и одновременно его расчет, конструирование и надежная эксплуатация базируется практически на всех разделах нашей дисциплины.
         Таковы основные штрихи рабочей программы изучения прикладной механики в технологическом вузе.

Опубликовал Anna August 03 2008 11:54:58 3 Комментариев · 993 Прочтений · Для печати
Комментарии
Terence August 17 2009 09:31:29
спасибо за инфу
Ed August 31 2009 13:40:59
что касается темы, то мне кажется актуальность будет известна только через некоторое время.
Thurman September 19 2009 20:03:23
Это должно быть в цитатнике
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

Admin
07/04/2011 19:37
Телефон кафедры: 49-49-288

Admin
02/06/2009 09:01
Наприм, стр 3: Прочность и жесткость тип эл-тов хим оборуд

korolLir
01/06/2009 17:22
какая методичка нужна что бы рассчитать напр и деформацию в 1,2 и 4 задачах 1 РГР

Admin
01/06/2009 11:07
Стр. 2, Метод указ с исп. уч. телевид

qwerty
26/05/2009 20:25
289 методичку где взять??

Monaty
12/03/2009 17:49
превед механикам

aXes
26/09/2008 13:44
=)))))))))))

aXes
26/09/2008 13:44
Ребята здесь кто нибудь разбирается в прикладной механике????

aXes
26/09/2008 13:41
=) Техноложка руллез !!

aXes
26/09/2008 13:41
эЙ

Архив чата
Календарь
Статистика
Copyright © 2008